Звуки "З-Зь"
ссылка |
1. Артикуляция звука [З]: губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; холодный воздух идет по центру язычка; горлышко «работает». Символ звука: муха звенит: ЗЗЗЗЗ…; характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий (колокольчик), обозначаем синим кружочком. Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗ... (произносить длительно на плавном выдохе).
- «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [З]»: з, м, б, в, з...; за, ба, га, зы...; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.
- Закончить слово слогами: ЗА: ва..., ро..., гла..., еле..., гро...; ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...; подобрать слово к его началу: ЗА: ...мок, ...бор, ...вод, ...гадка.
- Разделить слова на слоги, назвать одинаковый второй слог во всех этих словах: музыка, козырек, пузырек; казаки, фазаны, вокзалы.
- Заменить первый звук в словах на звук [З]. Какие слова получились? Составить с каждым словом предложение: губы — зубы, набор — ..., двери —..., наряд —..., дуб — ..., вагон — ... Подобрать как можно больше слов со звуком [З], определить место звука [З] в словах (начало, середина слова).
- Выучить чистоговорки: За-за-за — вот идет коза. Зу-зу-зу — не боюсь козу. Зы-зы-зы — нет козы.
2. Звук [З']. Символ звука: комар звенит: зьзьзь...; характеристика звука:согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленым кружочком.
- «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [З']»: зь, мь, бь...; зя, зе, би...; зима, лето, зимородок, пила...
- Разделить слова на слоги, назвать одинаковый второй слог в словах: резина, низина, корзина, дрезина.
- Назвать лишнее слово в ряду (по месту звука [З'] в слове): зима, земля, зеленый, козел; кизил, зяблик, разиня, резина.
- Заменить первый звук в словах на звук [З']. Какие слова получились? Составить с ними предложения: Кефир — зефир, пеленка — ...
- Выучить чистоговорки: Зя-зя-зя — мы видели язя. Зи-зи-зи — резину привези.
- Прослушать стихотворение А. Барто. Какой звук часто в нем слышится?
Резиновую Зину купили в магазине.
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она была разиней, резиновая Зина,
Упала из корзины, измазалась в грязи.
- Дифференциация звуков [З] — [З'] «Скажи наоборот»: за-зя, зы-...; зя-за, зи-...
- Назвать лишнее слово в ряду: зубы, зимний, золото, коза; зяблик, зефир, магазин, козы.
- «Подари подарки Зое и Зине» (подобрать слова со звуками [З] и [З']). Составить как можно больше предложений про Зину и Зою, используя знакомые предлоги.
- Работа с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА. Предложить ребенку выполнить следующие действия: спрятаться за шкаф, выйти из-за шкафа и ответить на вопросы: «За что ты спрятался? Откуда ты потом вышел?» Найти в предложениях предлоги: Девочка стоит за деревом. Девочка вышла из-за дерева. Вставить нужный предлог в предложения (за, из-за): Машина заехала... дом. Машина выехала... дома. Составить из слов предложение, назвать предлог: Коза, стоять, куст, за. Зина, дом, выйти, из-за.
По материалам З.Е. Агранович
Комментариев нет:
Отправить комментарий