вторник, 2 апреля 2013 г.

Логопедический словарь.

Привожу словарь медицинских терминов используемых логопедами. Кому непонятны, но любопытны происхождение и значение  некоторых терминов  может узнать их здесь.

  1. Аграмматизм (греч. agrammatos – нечленораздельный) – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядочность речевой деятельности; при аграмматизме наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде чисел, «Телеграфный стиль» и пр.; аграмматизм возникает обычно в связи с афазией или алалией.
  2. Агнозия (а- + греч. gnosis – знание) – нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.
  3. Аграфия (а- + греч. grapho – писать, изображать) – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящие к полной не способности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; аграфия заключается в неумении соединять их слова; возможность списывания при аграфии, как правило, сохраняется; аграфия обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.
  4. Акалькулия (а- + лат. calculo – считать) – невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; акалькулия возникает при поражении различных областей коры головного мозга.
  5. Алексия (а- + лат. lego – читаю) – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
  6. Афазия (а- + греч. phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
  7. Генез - происхождение, причина, корень.
  8. Гиперкинез (гипер- + греч. kinesis – движение) – автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
  9. Гнозис - способность узнавать предмета.
  10. Девиация (фр. deviation, от лат. deviare – сбиваться с пути) - отклонение от нормального положения, строения.
  11. Дизъюнктивные звуки - противоположные по звучанию.
  12. Диссоциация (лат. dissociatio – разделение, разъединение, различие) – нарушение содружества функций.
  13. Дисфункция (дис- + функция) – нарушение функции системы, органа или ткани организма выражающееся неадекватностью реакции на действие раздражителей.
  14. Зеркальное письмо – 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
  15. Идеограмма (идео- + греч. gramma – запись) – условный письменный знак, обозначающий целое понятие.
  16. Идеограммное чтение - чтение хорошо знакомых слов.
  17. Импульсивность (лат. impulsus – толчок, побуждение) – форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями побуждениями и протекают насильственно без высшего уровня контроля личности.
  18. Инертность (лат. iners, inertis – бездеятельный, вялый) – качество поведения, выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида деятельности на другой.
  19. Интерференция (интер- + лат. ferio – ударяю, поражаю) - взаимодействие двух или большего числа процессов, при котором возникает нарушение (подавление) по крайней мере одного из них.
  20. Кинестезия (кин- + греч. aisthesis – ощущение, чувство) – ощущение положения и перемещение частей тела в пространстве основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов.
  21. Контаминация (лат. contaminatio – смешение) – ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух и более слов (например., звукосочетание «белток» образовано соединением слов «белок» и «желток»).
  22. Миоклония ( мио- +греч. klonos – беспорядочное движение) - гиперкинез, характеризующийся быстрыми клоническими подергиваниями мышц или их отдельных пучков, возникающими как в покое, так и при движениях, но исчезающими во сне.
  23. Параграфия - искажение письма.
  24. Парафазия (пара- + греч. phases – речь) – нарушение речи, при котором неправильно употребляются отдельные звуки или слова.
  25. Парафазия вербальная (лат. verbum – слово) – парафазия характеризующаяся заменой необходимых слов другими не имеющими отношения к смыслу высказывания.
  26. Парафазия литеральная (лат. lit(t)era – буква) – парафазия характеризующаяся пропусками, ошибочной заменой или перестановкой некоторых звуков или слов в словах (например, молоко – «моколо», стол – «скол»).
  27. Пароксизм (греч. paroxysmos – острый приступ болезни) - внезапная появление или усиление признаков болезни на короткое время.
  28. Парциальный (лат. pars – часть) – частичный.
  29. Персеверация (лат. perseveratio – упроство) – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, … действия мысли или переживания.
  30. Перцепция (восприятие) – психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира, в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущий в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое осязательной, вкусовое и обонятельное восприятие.
  31. Праксис - способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
  32. Реципрокный - основанный на обратной связи.
  33. Синкретизм (греч. synkretismos – соединение, объединение) – 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние чего-либо; 2) сочетание противоречивых, явлений; 3) спутанное и недифференцированное восприятие ребенком различных элементов как единого целого.
  34. Семантика - смысловое содержание речи.
  35. Тактильный (лат. tactilis) – осязательный.
  36. Топический (греч. topos – место) местный.
  37. Тремор (лат. tremor – дрожание) – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д., при поражении нервной системы, может быть наследственным.
  38. Торпидность – вялость (лат. torpiaus – оцепенелый) – безразличный.
  39. Флексия - окончание.
  40. Эхолалия (эхо- + греч. laliа – речь, болтовня) – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.

СЛОВАРЬ СОКРАЩЕНИЙ

1. ВПФ – высшие психические функции.
2. ЗПР – задержка психического развития.
3. ПИН – пограничная интеллектуальная недостаточность.
4. МППК – медико-психолого-педагогическая комиссия.
5. ДЦП – детский церебральный паралич.
6. ОНР – общее недоразвитие речи.
7. ЦНС – центральная нервная система.
8. ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
9. УО – умственная отсталость.
10. ЭЭГ – электроэнцефалография.
11. ППД – психолого-педагогическая диагностика.
12. ВНД – высшая нервная деятельность

Комментариев нет:

Отправить комментарий